Ребенок боится трудностей: что делать?

Старшая дочка долго не говорила. Вернее, начала разговаривать, потом перестала. Кое-как после 3 лет разговорилась. Или за столом. Над полной тарелкой сидит, даже не касается. Положишь немного на донышке — нормально съедает без уговоров. Я долго думала, в чем же тут причина. Такие ситуации, особого криминала нет, но ощущаешь, что-то не то. Было чувство раздражения, беспомощности. Так вот, эти и многие другие проблемы в поведении ребенка вызывает страх неудачи.

страх неудачи у ребенка

Читайте, что делать, если ребенок не говорит в 2 года.

Вам может быть интересно так же, как накормить ребенка, если он отказывается.

Мотивация избегания неудач

У человека есть базовая вещь — самооценка. Каждый нуждается в том, чтобы чувствовать свою ценность, быть «хорошим».

Когда ребенок сталкивается с трудностями, терпит неудачи, самооценка страдает. Иногда желание защититься от негативных переживаний вообще блокирует любую деятельность. Не зря же есть пословица: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». В психологии это называют «мотивация избегания неудач».

По отношению к неудачам детей можно условно разделить на 4 группы:

1. Те, кто ориентируется на успех. Этим детям нравится учиться, им нравится сам процесс познания, достижения результата. На своих ошибках они, как правило, учатся, чтобы в следующий раз достичь большего. Дома их поощряют за достижения, а на неудачах внимание не акцентируют.

2. Те, кто слишком сильно стремится к успеху. Для этого им требуются невероятные усилия. Но даже малейший неуспех может обрушить самооценку, показав, что они далеки от идеала.

3. Те, кто стремится избегать неудач. Если такой ребенок сомневается в успехе,он сделает все, чтобы избежать неудачи. Ведь если он приложит много сил, но не достигнет результата, это будет означать его низкие способности и низкую ценность. Поэтому лучше вообще ничего не делать.

4. Те, кто привык к неудачам и смирился. Такой ребенок заранее считает, что он ни на что не годен, значит, и пытаться не нужно. Любое свое достижение он будет приписывать случайности и внешним обстоятельствам.

Ребенок боится трудностей: что делать

Если ребенок выбрал для себя третью или четвертую позицию, вряд ли он сможет хорошо учиться в школе, а в дальнейшем будет успешен в профессиональной деятельности. В школьные года такие дети обычно самореализуются в спорте или искусстве. В худшем случае — через деструктивное, антисоциальное, рискованное поведение.

Не можете справиться с раздражением на ребенка? Попробуйте несколько советов из этой статьи.

Причины, по которым у ребенка формируется страх неудач

Внешних причин может быть несколько, но все они крутятся вокруг заниженной самооценки.

Как это происходит? Например, родители предъявляют завышенные требования к ребенку. Без учета личных и возрастных возможностей. Или постоянно критикуют: здесь не то, а это не так. Когда взрослый критикует, он полагает, что ребенок в последующем постарается не допускать таких ошибок. Однако следовало бы поступить наоборот: стимулировать хорошее, правильное поведение, отметить достижения и успехи.

Очень тяжело воспринимается детьми сравнение с другим ребенком, более успешным. Братом или сестрой, другом, одноклассником, соседом. Родители сами склонны к такому сравнению. Уже с рождения все мамы беспокоятся: во сколько головку держать будет, когда пойдет, заговорит. Сравнивают с детьми подружки, или на детской площадке. Конечно, все мы волнуемся, чтобы не пропустить какую-то проблему в развитии, чтобы в школе потом учился хорошо, работу нашел, счастлив был. Только это зря. Ребенку о таких переживаниях лучше не знать.

Даже малыш чувствует нервозность матери, сам нервничает, становится неуверенным. Впоследствии он будет болезненно воспринимать неудачи. Может совсем отказаться от слишком трудных задач. Это маленькому позволительно, чтобы мама за него преодолевала трудности. А для взрослого такая позиция означает комплекс неудачника.

Чтобы не сформировать комплекс неполноценности, родители должны тщательно следить за своими словами. Даже единожды оброненная фраза может запомниться на всю жизнь. Человек навсегда запомнит, что он «тупица», «бездарь», «плохо рисует», «не умеет петь», что у него «большой нос» или «уши торчат». Вариаций много. Одно неизменно — такие фразы очень болезненны и могут испортить всю жизнь.

Как помочь ребенку не бояться трудностей?

Как преодолеть мотивацию избегания неудачи

Важно приложить усилия, чтобы скорректировать мотивацию избегания неудач в детском возрасте. Изменить психологию человека, даже ребенка, непросто. Несколько советов от специалистов призваны помочь родителям и педагогам.

1. Старайтесь оценивать не только конкретный результат или наличие у ребенка способностей. Подчеркивайте, что важны те усилия, которые прилагает ребенок для достижения цели. Пусть не все получилось, но он действительно постарался сделать, что мог.

Детям необходимо признание и высокая оценка их усилий. Положительная обратная связь скорее помогает поверить, что ребенок добьется успеха.

2. Не давите на ребенка,заставляя раз за разом делать то, что у него плохо получается. Так можно добиться, что он вконец разуверится в себе.

3. Нужно помочь ребенку относиться к себе с состраданием, когда случается неудача. Ребенок должен понять, что его ценность не определяется внешними успехами, достижениями, оценками, способностями. Человек ценен сам по себе, а неудачи — это часть жизненного опыта.

Спокойнее реагируйте на ошибки — свои и ребенка. Не стоит делать из этого слишком большую проблему.

В то же время не обесценивайте его переживания по поводу неудачи. Гораздо лучше признать его чувства («должно быть, это очень неприятно») и предложить выход из ситуации («давай вместе подумаем, что здесь можно сделать»).

4.Установите хорошие взаимоотношения с детьми. Дети более мотивированы на достижение результата, когда знают, что учителям или родителям есть до них дело. Ав атмосфере безразличия руки сами опускаются.

5. Установите четкие границы дозволенного и недозволенного. Если одно и то же поведение сегодня запрещается,а завтра разрешается или поощряется, это не приведет ни к чему хорошему. Наоборот, может посеять неуверенность в душе ребенка. Правила нужны, чтобы создать образ стабильного, упорядоченного мира.

6. Хвалите достижения, а не критикуйте ошибки. Даже если все было плохо, найдите хоть маленький плюсик, чтобы воодушевить ребенка. Это действует гораздо эффективнее, чем отыскать в хорошей работе недостатки и покритиковать их. Такой подход может отбить любое желание что-то делать в дальнейшем. Особенно, если часто повторяется.

В скором времени обещаю специальную статью о том,как правильно хвалить ребенка. Следите за обновлениями или подпишитесь, чтобы не пропустить интересный материал

7. Детям постарше объясняйте на рациональном уровне, к чему их приведет избегание неудач в будущем. Ближе к подростковому возрасту человек уже может контролировать отношение к школьным занятиям, сознательно изменить свой подход к трудностям.

Непреодоленный страх неудачи приводит к тому, что человек отказывается пробовать в своей жизни новую деятельность. Не доводит начатое до конца. Бросает дело при первых трудностях. Это психология двоечника, неудачника по жизни. Таким людям очень тяжело добиться жизненного успеха.

А закладывается все с малых лет. Пока детская психика еще формируется, родители могут многое исправить своей любовью, поддержкой, заботой.

Статья показалась полезной? Расскажите своим друзьям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *