Адаптация ребенка в детском саду в 2-3 года: несколько советов родителям

Наши дети взрослеют не зависимо от нашего желания. Одним из таких этапов становления взрослости является поступление в детский сад. Адаптация в детском саду в 2-3 года – это то, что тревожит многих родителей. В сегодняшней статье подробнее о том, что такое адаптация и как быстрее ее пережить.

Адаптация в детском саду в 2-3 года

Адаптация в детском саду в 2-3 года

Само слово адаптация означает привыкание – физическое, психологическое – к новым условиям. Действительно, детский сад для ребенка – совершенно особая среда. Почему малыш может испытывать трудности?

  • новый непривычный режим: ранний подъем, обязательный дневной сон, прием пищи в определенное время;
  • мамы нет, а вместо нее чужая и не всегда добрая тетя;
  • много незнакомых детей, с которыми пока неизвестно как выстраивать коммуникацию;
  • достаточно жесткие требования к поведению, соблюдению режима;
  • непривычная пища;
  • гораздо меньше внимания, которое воспитатель может уделить каждому ребенку.

Оказавшись в таких условиях, ребенок испытывает настоящий стресс. Именно сейчас кроха может проявить те сильные и слабые стороны, которые в нем есть. Крепкое здоровье или слабый иммунитет, особенности психики, изъяны воспитания. По большому счету, это то, с чем ему жить всю жизнь.

Что происходит с ребенком в период адаптации?

Малыш до 3 лет практически не может объяснить, что он чувствует. Но по внешним признакам можно догадаться, что адаптация в детском саду дается крохе нелегко. Вот эти признаки:

  1. Нарушается сон. Малыш отказывается спать один и часто просыпается по ночам.
  2. Ухудшается аппетит.

Моя старшая дочка и так была малоешкой. Но когда пошла в садик, то отказывалась в группе от еды и питья в течение месяца. Расскажу, как мы справились: я принесла из дома ее кружку – прозрачную, из стекла, чтобы она видела, что находится в кружке. Сначала она стала в садике пить, а потом и кушать все подряд.

Еще больше советов, как накормить малоешку, найдете в этой статье.

  1. Нарушается речь. Если ребенок уже пользовался целыми предложениями, то теперь использует короткие фразы, простые слова. Происходит регресс.
Регресс, то есть откат в развитии назад, — это типичная реакция ребенка на стресс. Если вы заметили за малышом, что он «впадает в детство», ищите причину.

 

Адаптация в детском саду в 2-3 года

По своему опыту могу сказать, что малыши в полтора года легче адаптируются чем 2-3-летки

  1. Страдают навыки самообслуживания. Ребенок перестает есть ложкой, одеваться и раздеваться, ходить на горшок, даже если он все это умел раньше. Это тоже пример регресса. Он как будто снова стал маленьким.
  2. Изменяется активность. Прежде подвижный и общительный ребенок становится замкнутым и застенчивым. А тихоня наоборот делается гиперактивным и неуправляемым.
  3. Уменьшается познавательная активность. Ребенок ничем не интересуется, ему не нужны ни новые игрушки, ни другие дети. Пропадает интерес к новому.
  4. Страдает общительность. Малыш отказывается от контактов с детьми, воспитателем.
  5. Часто проявляются негативные эмоции. Ребенок плачет, капризничает, появляются приступы страха или вспышки гнева и агрессии. В редких случаях эмоции пропадают вообще. И уж улыбки от малыша ждать точно не стоит.
  6. Снижается иммунитет. Даже те, у кого раньше и насморка не бывало, начинают чаще болеть, когда идут в садик. Существует более 200 возбудителей ОРЗ, пройдет несколько лет, прежде чем детский организм научится с ними бороться. А в условиях стресса сопротивляемость организма падает. Так что больничных избежать, скорее всего, не удастся.

Несколько советов, как поднять иммунитет ребенку, который часто болеет.

Надо понимать, что все эти проявления – не пустые капризы ребенка. Ему сейчас действительно очень трудно. Когда он адаптируется к садику, весь негатив пройдет. Но произойдет это не раньше, чем закончится период адаптации. Для кого-то через 3-4 недели, для других – через 2-4 месяца. Здесь все индивидуально.

Типы адаптации

Дети не похожи один на другого, у них разная нервная система, темперамент. Накладывается воспитание, которое он получает в семье, жизненный опыт. Поэтому различается и период адаптации, сколько времени уйдет на привыкание, насколько трудно придется в это время ребенку. Психологи различают 3 типа адаптации:

Легкая адаптация. Ее продолжительность не более 3-4 недель. Ребенок с удовольствием ходит в садик. Негативные проявления, описанные выше, непродолжительны.

  • входя утром в группу, ребенок спокойно и внимательно оглядывается;
  • глядит в лицо воспитателя, когда к нему обращаются;
  • просит о помощи, когда это необходимо;
  • устанавливает контакты;
  • самостоятельно играет, используя предметы заменители, когда любая игрушка может заменять другой предмет по необходимости (кубик – стакан, стул – машина);
  • стабильно спокойное или бодрое настроение;
  • проявляет эмоции понятным образом, не слишком эмоционален, но и не заторможен;
  • следует установленным правилам поведения;
  • способен адекватно реагировать на замечание или одобрение, самостоятельно изменять поведение;
  • доброжелательно относится к тем детям, которые играют рядом с ним.

Легкую адаптацию проходит каждый второй малыш, посещающий детский сад.

Адаптация средней тяжести. Как правило, это часто болеющие дети. Для успешной адаптации им необходима помощь врача, чтобы укрепить организм и облегчить адаптацию.

  • ребенок может вступать в общение, если ему нравится то, что делает воспитатель;
  • хотя в первые минут испытывает напряжение, скоро начинает общаться с другими детьми и активно играть;
  • нормально воспринимает, если его ругают или хвалят;
  • экспериментирует над нормами и правилами поведения.

Адаптация завершается в течение одного-полутора месяцев. Ребенок иногда болеет, но серьезных нарушений здоровья не возникает.

Тяжелая адаптация. Возможно не только развитие простудных заболеваний, но и нервных расстройств, вплоть до нервного срыва. Малыш:

  • отказывается от контакта или общается исключительно посредством родителей;
  • тревожный, замкнутый;
  • перебирает игрушки, не в состоянии сосредоточить внимание на одной;
  • испытывает затруднения при игре;
  • при обращении к нему воспитателя пугается, пытается найти поддержку у матери, может вообще никак не реагировать.
В случае тяжелой адаптации обязательна помощь специалистов. Необходимы консультации психолога, возможно даже, невропатолога.

Адаптация к детскому саду: рекомендации родителям

Все дети разные, кто-то переносит адаптацию легко, кто-то – тяжелее. Но есть несколько способов, чтобы помочь крохе перестроиться.

Адаптация в детском саду в 2-3 года

Если ребенок умеет есть ложкой сам, ему будет гораздо легче адаптироваться

  1. Начните подготовку к садику заблаговременно. Стоит заранее научить малыша пользоваться ложкой, самостоятельно пить, использовать горшок по прямому назначению. Совсем хорошо, если у крохи есть начальные навыки одевания-раздевания. Снять носки и шапку, перчатки, натянуть на попу штанишки. Имея такие элементарные навыки самообслуживания, ребенок будет чувствовать себя в детском саду гораздо увереннее.
  2. Необходимо настраивать кроху на позитив. Детский сад – это всегда хорошо. Ребенок стал взрослым. Похвастайтесь в его присутствии, что вы уже собираетесь в садик. Детский сад должен ассоциироваться с хорошим: там много игрушек, все дети играют. Отлично, если есть возможность познакомиться с воспитателем, посмотреть группу, погулять на площадке.
  3. За несколько недель желательно приучить ребенку к тому режиму, который ожидает его в саду. Ранний подъем, завтрак, прогулки, обязательно – послеобеденный сон. Это один из основных режимных моментов. Вечером ложиться спать не позже девяти, в выходные не спать слишком долго, чтобы не сбить режим.
Адаптация в детском саду в 2-3 года

Тихий час — один из важных режимных моментов

По личному опыту могу сказать, что до поступления в детский сад надо научить ребенка засыпать самостоятельно: без соски, бутылочки, тити, без укачивания. Иначе в садике и ему, и воспитателям придется туго.
  1. По вечерам после садика расспрашивать малыша, как прошел его день, что ему понравилось. Обязательно выслушать, если его что-то беспокоит. Все непонятные моменты в спокойной атмосфере решить с воспитателем.
  2. Всегда давать положительную оценку детскому саду и педагогам в присутствии ребенка. У него чудесная группа, отличные воспитатели и самый лучший детский сад. К педагогам нужно всегда прививать уважение. Это и в школе пригодится.
  3. Ребенок должен быть уверен, что мама не забудет его в детском саду. Всегда забирайте его в то время, в которое обещали. Не обманывайте, говоря, что скоро придете, а сами забираете его только вечером. Так нельзя. Дорожите доверием ребенка. Нельзя вот так подрывать базовое чувство безопасности.
  4. В период адаптации нельзя отучать от груди, соски, совместного сна, любых других привычек. Стоит ограничить посещение гостей, театров, «выходы в свет». Прививки тоже лучше перенести на лучшее время. Не стоит давать лишнюю нагрузку на нервную систему.
  5. Дома должна быть нормальная обстановка, без ругани, скандалов. Это же касается родительских отношений – между супругами. Ребенок все это четко чувствует и сильно переживает. А малыш должен чувствовать особую поддержку: объятия, поцелуи, похвала, когда действительно этого заслужил.
  6. Нельзя затягивать прощание в детском саду, иначе без слез не обойтись. Действуйте мягко, но решительно. Переоденьте малыша и спокойно отправьте его в группу или передайте на руки воспитателю. Не стоит ни себе рвать сердце, ни малыша тревожить.
  7. Установите при прощании какой-нибудь ритуал: поцелуй, «пока-пока», или помахать в окно. Это создаст нотку предсказуемости, стабильности и поможет крохе успокоиться.
  8. Если малыш не может спокойно расстаться с мамой, пусть его попробуют отводить другие члены семьи: папа или бабушка.
  9. В период адаптации дети особенно подвержено плачу «за компанию». Чтобы этого избежать, приходите чуть-чуть позже или раньше, чем основные «ревуны».
  10. Чтобы малыш чувствовал себя более спокойно, пусть возьмет с собой любимую игрушку. В течение дня она будет напоминать ему о доме.
  11. Не реагируйте слишком остро на капризы ребенка, отнеситесь с пониманием. Ему сейчас действительно очень трудно. Он нуждается в том, чтобы его обняли, ласково успокоили, отвлекли, поиграли в какую-нибудь игру.
  12. Когда говорите с ребенком, демонстрируйте спокойствие и уверенность. Когда утром вместе собираетесь в садик, нужно быть доброжелательной и настойчивой, чтобы малыш знал, что в садике с ним ничего плохого не случится.
  13. Одежда должна быть по погоде на улице и в соответствии с температурой в группе. Если ребенку будет жарко, это только добавит нервозности. Да и для здоровья ничего хорошего.
  14. Если вам кажется, что что-то идет не так, как можно быстрее проконсультируйтесь у специалистов: врача или детского психолога.
  15. Ребенок должен привыкать к детскому саду постепенно. Сначала приходят на 2 часа, через неделю – до обеда, еще через неделю – остаются на тихий час. Это самый сложный момент. Во-первых, как-то малыш уснет без мамы в первый раз? А во-вторых, сон для крохи как бы делит сутки на 2 дня. Если он уже лег спать, а мама не пришла, значит, для него уже целый день прошел. И он может подумать, что мама забыла про него. Поэтому ребенка забирают сразу после того, как он проснулся. И лишь на четвертой неделе, если адаптация проходит хорошо, можно оставить ребенка до конца дня.
Если в период адаптации ребенок заболеет и пропустит несколько дней, то весь график адаптации так же сдвигается.

 

Адаптация в детском саду в 2-3 года

Некоторым детям очень тяжело расстаться с мамой

  1. При малейших признаках недомогания, если появился насморк, кашель, ребенок чихает, отводить в сад его нельзя, он разболеется окончательно и заразит других детей.
  2. Если вы опасаетесь частых простудных инфекций, стоит заранее проконсультироваться с врачом. Есть несколько способов профилактики ОРЗ. Самый простой – промывание носа соленой водой (физраствор, специальные спреи на основе морской воды).
  3. Необходимо постоянно укреплять иммунную систему. Для здорового ребенка – водное закаливание. А практически для всех детей, кроме состояния лихорадки, ежедневные прогулки. В квартире поддерживается прохладная температура около 22 градусов, частое проветривание.
  4. Знайте, что причиной частых ОРЗ может стать скрытый психологический конфликт. В психологии это называется «бегством в болезнь». Конечно, ребенок не специально заболевает. Но сейчас его организм так ослаблен стрессом, что цепляет всякую заразу. Поэтому нужно не только заниматься физическим укреплением, но и хорошенько посмотреть, нет ли психологической причины частых болезней. Иногда без помощи специалиста тут не обойтись.

Что нельзя делать родителям?

7 НЕ, которые запрещены не только в период адаптации, но и вообще по жизни:

  • Никогда не наказывайте, не стыдите, не ругайте ребенка, если он плачет и отказывается идти в детский сад.
  • Не сравнивайте то, как ведут себя ваш ребенок и другие дети.
  • Не стращайте детским садом. «Не будешь слушаться, отведу в детский сад, там с тобой разберутся». Это категорически нельзя. Большая глупость.
  • Не пытайтесь подкупить малыша, обещая награду, если он пойдет в сад.
  • Не говорите плохо о детском саду и воспитателях в присутствии малыша. Детский сад – это отличное место с прекрасными людьми.
  • Не обманывайте. Если вы пообещали, что заберете его очень скоро, или пораньше, то так и делайте. Пускай лучше малыш настроится на долгое ожидание, чем перестанет доверять матери.
  • Не водите в садик заболевшего ребенка.

Большинство детей ходит в детский сад с большим удовольствием. Но прежде, чем это произойдет, должно уйти немало времени. Иногда адаптация ребенка в детском саду может затянуться. Знаю детей, которые устраивают истерики, отказываются идти в группу даже через 3 года! Но считаю, что нельзя ни отчаиваться, ни сдаваться. Наоборот, мама должна буквально излучать энтузиазм и уверенность, что все будет хорошо. Такой опыт преодоления обязательно пригодится в будущем. А сейчас вы должны дать малышу максимум любви и поддержки.

А как ваш ребенок адаптировался в садике? Делитесь в комментариях своим опытом. Может, у вас есть свой секрет успеха?

 

 

 

 

2 комментарии на “Адаптация ребенка в детском саду в 2-3 года: несколько советов родителям

  1. Ужас! Три года ребенок ежедневно истерит и страдает, но не надо отступать? Какой опыт ему пригодится? Опыт издевательств над ним? Где пригодится? В тюрьме?

    • Перед поступлением в детский сад ребенок проходит психолога. Есть дети, которые и в 3 года не готовы к детскому саду, специалист это увидит. Возможно, надо проконсульитроваться с воспитателем, заведующей детского сада. Все дети индивидуальны. Если это ваш случай, лучше всего послушать специалиста и свое родительское сердце.
      Но во многих случаях родители сам настроены негативно к садику, бояться, не верят, что все будет хорошо. Это отношение передается ребенку. Дети все чувствуют без слов.
      Попробуйте трезво оценить свое отношение к ситуации. Нет ли вашей доли ответственности в этих истериках?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *